УСТРОЙСТВО ТЕПЛОВОЗОВ И ТЕХНОЛОГИЯ ИХ РЕМОНТА
Тепловоз, как и другой тип техники, следует постоянно поддерживать в работоспособном состоянии. Техническое состояние различных узлов тепловоза существенно ухудшается под воздействие разнообразных внешних факторов. На длительность функционирования узлов тепловоза между ремонтами оказывают влияние следующие факторы:
1. Условия, в которых осуществляется эксплуатация тепловоза.
2. Профессиональные навыки, а также опыт машиниста.
Существует довольно обширный список видов износа и поломок, для своевременного устранения которых необходимо проводить мероприятия по техническому обслуживанию. Эти мероприятия необходимы для профилактики возникновения разнообразных поломок, а также поддержания работоспособности тепловоза.
Также во время технического обслуживания выполняется проверка ходовой части, тормозных устройств и автоматической сигнализации тепловоза.
Разновидности технического обслуживания
Существуют следующие типы технического обслуживания:
1. ТО-1. Подобные мероприятия выполняются силами локомотивной бригады в процессе эксплуатации тепловоза в момент его приема или сдачи.
2. ТО-2. Данные мероприятия проводятся в местах, снабженных специализированным оборудованием и технологическим освещением, силами бригады слесарей. Периодичность проведения подобных мероприятий устанавливается руководством железной дороги. Как правило, между проведением ТО-2 проходит от 1 до 2 суток.
3. ТО-3. Для проведения подобных мероприятий, необходимо специализированное локомотивное депо. Для выполнения ТО-3 привлекаются специализированные бригады.
4. ТО-4. Данные мероприятия предполагают обтачивание бандажей колесных пар без их отсоединения от локомотива. ТО-4 дает возможность обеспечить поддержку оптимального проката.
Виды ремонта тепловозов
Принято различать следующие виды ремонта тепловозов:
1. Плановый ремонт, периодичность проведения которого прописывается в нормативной документации.
2. Текущий ремонт выполняется с целью восстановления работоспособности и эксплуатационных характеристик тепловоза. Текущий ремонт предполагает проведение ревизии, а также ремонт/замену отдельных деталей. Также при выполнении текущего ремонта тепловоза возможна его частичная модернизация.
3. ТР-1. Это мероприятие осуществляется по тем же принципам, как и ТО-3, но предполагает выполнение дополнительных работ, таких как осмотр силовой установки, замена фильтров и т.д. В процессе проведения ТР-1 осуществляется снятие части агрегатов, реле давления масла, компрессора и т.д. После завершения ТР-1 выполняется испытание локомотива.
4. ТР-2. В ходе этого мероприятия осуществляется разборка силовой установки, а также демонтаж поршней. Также выполняется регулировка электроаппаратов и их ремонт, если это требуется.
5. ТР-3. Данное мероприятия предполагает полную разборку силовой установки, перезарядку аккумуляторных батарей, а также выкатывание тележек.
6. КР. Если наблюдается существенный износ или выход из строя нескольких узлов, то выполняется капитальный ремонт. Основным предназначением КР является восстановление эксплуатационных характеристик тепловоза и продление срока его эксплуатации. Это мероприятие предполагает проведение замены поврежденных/изношенных элементов, а также проверку работоспособности остальных узлов.
Практика показывает, что своевременное выполнение технического обслуживания и ремонтных работ существенно увеличивает срок эксплуатации локомотива и сохраняет его КПД на необходимом уровне.